ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Магнитогорский металлургический комбинат

10.10.2007

Создание корпоративной системы управления единым информационным пространством на основе SOA в ОАО "ММК"

Компания «Ай-Теко» реализовала первый этап проекта по созданию корпоративной системы управления единым информационным пространством предприятия на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК).

Заказчик

Открытое акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» является крупнейшим предприятием черной металлургии России, его доля в объеме металлопродукции, реализуемой на внутреннем рынке страны, составляет около 20%. Предприятие представляет собой крупный металлургический комплекс с полным производственным циклом, начиная с подготовки железорудного сырья и заканчивая глубокой переработкой черных металлов. ММК производит самый широкий на сегодняшний день сортамент металлопродукции среди предприятий Российской Федерации и стран СНГ. Около 40% продукции ОАО «ММК» экспортируется в различные страны мира.

Ситуация

На предприятии силами ИТ-дирекции ММК была создана корпоративная информационная система на базе Oracle E-Business Suite (OEBS) и центрального диспетчерского комплекса, осуществляющего оперативный мониторинг работы производственных агрегатов и комбината в целом. Интеграционная платформа собственной разработки обеспечивала взаимосвязь цеховых автоматизированных систем (MES), которые являются информационной основой КИС, с верхним уровнем системы.

В ходе эксплуатации КИС были выявлены и некоторые системные недостатки. В частности, возникла проблема несвоевременной доставки информации, обусловленная тем, что системы информационного обмена основаны на периодическом опросе источника данных. При этом значительно увеличиваются накладные расходы на передачу информации, поскольку она включает множество временных таблиц и всевозможные логи изменения данных. Нагрузка на источники данных неоправданно высока из-за периодических опросов, причем большие объемы информации передаются «вхолостую». При разработке компонентов корпоративной информационной системы использовалось жесткое кодирование алгоритмов, затрудняющее их последующую модификацию и повторное использование. В результате этого существует несколько реализаций одного и того же бизнес-процесса в нескольких системах, а иногда и в одной.

На предприятии эксплуатируются ИТ-системы, разработанные в различных средах и использующие СУБД разных производителей, версий и т. п. В ходе их взаимодействия возникает проблема унификации форматов данных и ограничения использования драйверов различных версий. Интеграция прикладных систем и приложений осуществляется значительным количеством разнородного ПО, как правило, не имеющего средств диагностики сбоев и оповещения. Отсюда — сложность администрирования и трудоемкость настройки и описания новых информационных каналов.

Пользователям и разработчикам предоставлен доступ к базам данных, следовательно, существует потенциальный риск несанкционированного доступа к информации. Кроме того, нагрузка на сервер БД остается непрогнозируемой, а отсутствие протоколов обращений к источнику данных затрудняет разбор спорных ситуаций.

С учетом этих проблем требовалось обеспечить:

  • оперативность доставки данных, снижение накладных расходов на доставку;
  • снижение расходов на адаптацию информационных систем под меняющиеся требования бизнеса;
  • стандартизацию форматов обмена информацией;
  • увеличение управляемости процессов интеграции;
  • снижение накладных расходов на сопровождение;
  • информационную безопасность.

Для решения этих задач был необходим переход на качественно новый уровень интеграции компонентов системы, то есть создание унифицированного интеграционного слоя, который станет стандартом и полноценной платформой единого информационного пространства ММК.

Ход проекта

В рамках предпроектного анализа специалистами «Ай-Теко» и ИТ-дирекции ММК была совместно разработана «Концепция создания и развития корпоративной системы управления единым информационным пространством ОАО ММК на основе сервисно-ориентированной архитектуры», определяющая принципы построения решения и основные направления его развития. Дальнейшие шаги были связаны с выбором пилотной зоны, проектной методики и базовой интеграционной платформы.

Выбор пилотной зоны осуществлялся с учетом особенностей корпоративной информационной системы предприятия. На ММК функционирует более 200 разнородных по составу и назначению информационных систем, увязанных в единое информационное пространство КИС. Верхним уровнем корпоративной информационной системы является ERP-система на базе OEBS, которая осуществляет активный обмен информацией о технологических процессах с цеховыми MES-системами, отвечающими за непрерывное производство. Помимо этих систем можно выделить класс аналитических приложений и ПО, решающее специфические задачи и разработанное силами ИТ-дирекции ММК. Эти программы не являются частью ERP-системы, но ведут с ней активный обмен данными. К ним относятся, например, автоматизированная система управления транспортным процессом (АСУ ЖДТ), автоматизированное рабочее место руководителя и т.д. Большинство информационных систем нуждается в полной, достоверной, оперативной информации о портфеле заказов и приказов на отгрузку продукции ММК. Управление этим портфелем реализовано в рамках корпоративной информационной системы. Интеграционные решения по передаче портфеля заказов функционируют на уровне обмена информацией между базой данных OEBS и базами данных локальных информационных систем (OEBS, Sybase ASE, Sybase SQL Anywhere).

Таким образом, выбор в качестве пилотного проекта системы информационного обеспечения оборота электронного приказа на отгрузку (КСУ ОЭП) был закономерным. Это решение должно было обеспечить сотрудников ММК, являющихся пользователями КИС и цеховых MES-систем, оперативной, актуальной, полной и унифицированной информацией по заказам и приказам на отгрузку, включая блокировки и разрешения на различных этапах исполнения.

В ходе создания такого решения нужно было разработать эффективный механизм оборота электронного приказа на отгрузку через адаптированный к потребностям соответствующих информационных систем интерфейс, который обеспечивал бы его оперативную и надежную доставку в цеховые MES-системы. При этом требовалось организовать эффективное управление межсистемными блокировками и разрешениями на различных этапах выполнения заказа. Кроме того, реализация этого механизма позволила бы уменьшить затраты на информационный обмен данными между эксплуатируемыми на ММК информационными системами, а также снизить издержки на обеспечение качества информации (ее актуальности, непротиворечивости и полноты).

Следующим шагом предпроектного анализа был выбор методики реализации пилотного проекта. Из предложенных специалистами «Ай-Теко» вариантов был выбран классический подход: реализация пилотного проекта на оборудовании заказчика, а затем — его расширение до необходимого уровня. Третьим важным шагом предпроектного анализа стал выбор платформы, на которой должно базироваться решение. Специалисты «Ай-Теко» предложили рассмотреть интеграционные платформы нескольких производителей, по результатам анализа и тестирования ИТ-дирекция комбината остановила выбор на решении Tibco как наиболее полно удовлетворяющем предъявляемым требованиям.

Решение

После выбора пилотной зоны, проектной методики и базовой интеграционной платформы наступил этап разработки технического задания, описывающего требования к системе в целом, к структуре, функционалу, надежности, программному и техническому обеспечению, к стандартизации, унификации, безопасности и пр. В нем же были определены информационные потоки и архитектура решения. «Написание и согласование такого документа всегда вызывает большие трудности в связи с различными подходами к проекту заказчика и исполнителя работ, нам удалось избежать конфликтов и затруднений. Этому в первую очередь способствовала большая подготовительная работа, проделанная в предыдущий период», — подчеркивает директор департамента программной интеграции «Ай-Теко» Дмитрий Грязнов.

Дальнейшие работы по проекту были разбиты на три этапа:

  • Этап 1 — логическое проектирование. На этом этапе на основании утвержденного технического задания исполнитель совместно с заказчиком разработали проект создания КСУ ОЭП.
  • Этап 2 — физическое проектирование, в рамках которого разрабатывались программные модули КСУ ОЭП, проводились испытания, опытная эксплуатация, документирование и сдача-приемка программных модулей.
  • Этап 3 — анализ опытной эксплуатации системы и ее доработка.

Преимущества разработанного решения:

  • переход на модель передачи информации, управляемой по событию (уменьшается нагрузка на источники данных);
  • использование многопоточности в каналах передачи данных (значительно ускоряется доставка);
  • обеспечение гибкости сервисов по обработке информации (слабая связанность сервисов существенно повышает их мобильность и возможность многосторонней интеграции. Благодаря этому сервисы можно перемещать с одного сервера на другой, менять параметры связи и объединять сервисы в единое приложение не на этапе разработки, а на этапе исполнения);
  • использование общепринятых стандартов SOA: XML, SOAP, WSDL;
  • построение единой платформы системы интеграции, использующей стандарты SOA;
  • развитая система диагностики;
  • средства обеспечения отказоустойчивости (поддерживаются кластерные технологии);
  • единый интерфейс администрирования и управления;
  • эффективное ограничение доступа (за счет предоставления данных через сервисы);
  • авторизация доступа к сервисам (возможна как на транспортном уровне — с помощью паролей или SSL-сертификатов, так и путем поддержки стандартов WS-Security);
  • протоколирование обращений к сервисам.

Результат

Проект был реализован в течение 6 месяцев, в полном соответствии со сроками, определенными договором между «Ай-Теко» и ММК. Система информационного обеспечения оборота электронного приказа на отгрузку была сдана в промышленную эксплуатацию. Одними из основных результатов проекта стали организация эффективного взаимодействия цеховых MES-систем и OEBS и упорядочение информационных потоков, реализованных на базе EBS. Пилотный проект стал первым этапом работы по созданию корпоративной системы управления единым информационным пространством. Он был признан успешным, и в настоящий момент реализуется второй этап интеграционных работ.

«Естественно, что в ходе выполнения работ пришлось решать традиционные для программных проектов организационные, ресурсные и технические проблемы. Однако при этом не возникало тупиковых задач и нештатных ситуаций, что, по нашему мнению, прежде всего можно связать с высоким уровнем взаимодействия и хорошей экспертизой в области интеграционных решений как со стороны «Ай-Теко», так и с нашей стороны, — отмечает начальник отдела интеграции и архитектуры взаимодействия систем ММК Николай Королев. — На основе созданной интеграционной платформы ММК намерен заняться вопросами создания систем управления бизнес-процессами и разработкой сервисной модели функционирования ИТ-дирекции».