ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Торговля

Модернизация информационной инфраструктуры интернет-магазина «Озон»

Заказчик

«Озон» — самый большой интернет-магазин в России, имеющий порядка 320 тыс. товаров в ассортименте и работающий более 6 лет на интернет-рынке товаров и услуг. Ежедневно «Озон» посещают около 120 тыс. человек из 98 стран, совершающих свыше 2,2 тыс. покупок в день.

«Озон» признан лучшим в русскоязычном интернете электронным сервисом, гарантирующим надежность расчетов по кредитным картам и круглосуточную обработку заказов с соблюдением всех мер конфиденциальности и безопасности информации.

Официальным владельцем торговой марки «Озон» является ООО «Интернет Решения». Понимая необходимость повышения качества предоставляемых услуг и степени удовлетворенности клиентов интернет-магазина «Озон», руководство компании определило задачу модернизации корпоративной информационной инфраструктуры интернет-магазина как одну из наиболее приоритетных. Важнейшими направлениями повышения качества должны были стать: надежность работы интернет-служб, скорость доступа к онлайн информации, информационная емкость веб-витрин.

Задача

Опыт работы интернет-магазина «Озон» показал, что качество предоставляемых интернет-сервисов напрямую зависит от эффективности функционирования информационных систем, обеспечивающих обработку, хранение и предоставление информации клиентам. Существующая ИТ-инфраструктура интернет-магазина включала информационные системы фронт- и бэкофиса, расположенные на двух удаленных друг от друга площадках.

Фронтофисная система обеспечивает представление сайта в интернете. В базе данных фронтофиса находится вся информация, доступная посетителям «Озона»: описание товаров, состояние заказов, персональные настройки клиентов и т. д. Бэкофисная система автоматизирует все важнейшие бизнес-процессы интернет-магазина. Например, обработку заказов, складской учет, финансовый учет, закупки, управление ассортиментом, экспедирование заказов, работу call-центра, работу курьерской службы и многие другие.

Базы данных как фронт-, так и бэкофиса располагались на внутренних дисках серверов. До определенного момента такой подход к хранению данных был вполне оправдан. Однако с ростом числа клиентов интернет-магазина и с увеличением объемов данных существующая система хранения стала «узким местом» в работе веб-витрины. Поэтому важнейшей задачей модернизации информационной системы фронтофиса стало повышение емкости системы хранения и надежности вычислительной платформы веб-витрины в целях реализации максимальной доступности интернет-ресурсов. Другая задача модернизации заключалась в повышении качества функционирования информационной системы бэкофиса.

Учитывая современный опыт создания корпоративных информационных систем, было решено внедрить в состав фронт- и бэкофиса ключевые компоненты архитектуры Центра обработки данных, включающие вычислительный комплекс, систему хранения данных и систему централизованного резервного копирования и восстановления данных.

Общим требованием к проектируемой системе являлась максимальная степень автоматизации и быстродействия, обусловленная территориальной удаленностью фронт- и бэкофисов компании. Другим требованием было обеспечение масштабируемости системы, связанной с непрерывным повышением объемов информации. Статистика работы «Озона» показывала, что в течение ближайших 2-х лет объемы данных могут вырасти в 2–3 раза.

Одной из приоритетных была задача повышения степени защиты информации. Наряду с этим, учитывая стоимость информации для бизнеса, необходимо было создавать резервные копии лог-файлов БД, которые делались каждые три минуты. Такая степень защиты данных требовала выделения значительных ресурсов хранения и централизации управления ими.

В «Озоне» понимали, что создание резервных копий не является самоцелью. В конечном итоге, в результате модернизации в «Озоне» должна была появиться современная информационная система, обеспечивающая эффективную и бесперебойную работу интернет-магазина, снижение стоимости эксплуатации, повышение доходности бизнеса и степени удовлетворенности клиентов.

Решение

Для достижения целей проекта было решено использовать опыт компании - системного интегратора. Как ведущему партнеру НР по решениям корпоративного уровня, располагающему грамотными специалистами и имеющему успешный практический опыт проектирования, внедрения и сопровождения современных центров обработки данных, компании «Ай-Теко» было вполне по силам реализовать проект модернизации «Озона» с требуемым качеством и в отведенные сроки.

Предложения «Ай-Теко» учитывали особенности существующей ИТ-структуры заказчика и позволяли реализовать максимальную надежность, удаленный мониторинг и максимальную автоматизацию процессов информационного обслуживания пользователей Интернет.

Одним из наиболее критичных был фактор технической поддержки. В целях обеспечения минимального времени простоя заказчику важно было иметь одну «точку входа» по всем возникающим проблемам в работе оборудования и ПО.

Учитывая эти требования, «Ай-Теко» предложила комплексное решение от двух ведущих мировых производителей оборудования и ПО – НР и Microsoft. Такой подход, с одной стороны, гарантировал высокую технологическую эффективность решения, а, с другой — обеспечивал устранение возникающих проблем в кратчайшие сроки с помощью специалистов сервисного центра «Ай-Теко», сертифицированных НР и Microsoft по оказанию сервисной поддержки.

Предложения «Ай-Теко» учитывали и тот факт, что программная платформа компании Microsoft к моменту внедрения была де-факто корпоративным стандартом «Озона». Поэтому в качестве важнейших программных компонентов системы было решено использовать такие технологии, как: MS SQL Server 2000 Enterprise Edition, Windows 2003 Server Enterprise Edition, Microsoft Exchange Server Standart и другие.

На основе опыта «Ай-Теко» в сфере проектирования корпоративных центров обработки данных, модернизацию информационной структуры «Озона» было решено проводить по следующим направлениям:

  • вычислительная платформа;
  • подсистема хранения данных;
  • подсистема резервного копирования и восстановления данных.

Для повышения надежности функционирования СУБД веб-витрины специалисты «Ай-Теко» предложили использовать кластерные технологии. Основу вычислительного кластера составили многопроцессорные серверы НР Proliant DL560G3, сертифицированные для работы с ОС Windows Server 2003 и кластерным ПО Microsoft Cluster Server.

Выбор серверов DL560G3 обусловили такие факторы, как: сбалансированная архитектура, возможность масштабирования ресурсов, производительность и надежность. Все компоненты используют технологию горячей замены и могут заменяться без прерывания информационного обслуживания клиентов интернет-магазина.

Важным компонентом решения было ПО HP Insight Manager для удаленного мониторинга, управления и конфигурирования DL560G3. Наличие такого ПО, с учетом территориальной удаленности серверов бэкофиса от площадки фронтофиса, обеспечивало минимальное время простоя вычислительной системы заказчика. Большое значение, с точки зрения надежности, имела возможность проактивного предупреждения (Prefailure Warranty) о сбоях процессора, памяти и дисков сервера, реализуемая с помощью Insight Manager. Такая функциональность позволяла локализовать и заменить неисправный компонент до момента его фактического отказа.

При модернизации системы хранения данных фронтофиса основной акцент был сделан на наличие существующего в «Озоне» опыта эксплуатации систем хранения с прямым подключением к серверам (DAS-Direct Attach Storage). Учитывались также такие факторы, как надежность, минимальная стоимость и риск внедрения, что и определило выбор дискового массива НР MSA500G2 в отказоустойчивой конфигурации в качестве ядра системы хранения данных.

Специалисты «Ай-Теко» выполнили настройку и конфигурирование дискового массива, реализовав максимальный уровень защиты данных с помощью технологии RAID Advanced Data Guarding, обеспечивающей защиту от сбоя двух дисков одновременно. Дополнительная защита данных обеспечивалась зеркалированием кэш-памяти и поддержкой режима горячей замены внутренних компонентов. Снижение стоимости решения было достигнуто путем использования недорогих быстродействующих универсальных Ultra320 SCSI-дисков. Подключение дискового массива к серверам кластера было выполнено по двум каналам – основному и резервному. Таким образом, была реализована максимальная защита данных – как на уровне внутренних компонентов, так и внешних подключений.

В целях повышения степени защиты данных в состав информационной системы фронтофиса была включена система резервного копирования на основе HP SSL1016 Ultrium460. Централизованный интерфейс управления копированием и восстановлением данных обеспечивался с помощью ПО НР OpenView Data Protector. Такое решение позволило обеспечить автоматизацию процессов создания резервных копий, снизить время на копирование и восстановление данных и создать удобный интерфейс управления.

Для реализации требования по повышению производительности вычислительной платформы бэкофиса «Ай-Теко» предложила многопроцессорный сервер НР Proliant DL580G2. Преимущество такого решения заключалось не только в производительности, но и в надежности. Все внутренние компоненты сервера дублированы и поддерживают технологию горячей замены.

Для хранения данных «Ай-Теко» предложила использовать внешние дисковые полки HP MSA30, подключаемые к быстродействующему внутреннему RAID-контроллеру сервера Smart Array 6404. Такое решение обеспечивало необходимое быстродействие и надежность при умеренной стоимости.

Важным компонентом информационной системы бэкофиса «Озона» стала система резервного копирования. В основе системы была использована роботизированная ленточная библиотека НР MSL 6030L2 с быстродействующими приводами HP Ultrium460. Основными критериями выбора ленточной библиотеки стали: производительность, экономичность, надежность и масштабируемость. Возможность горячей замены и добавления новых ленточных приводов гарантировала непрерывность информационного обслуживания клиентов интернет-магазина. Предложение «Ай-Теко» обеспечивало сохранность инвестиций и снижение стоимости владения за счет возможности одновременного использования приводов различных типов и наращивания ресурсов путем модульного масштабирования. Централизованный интерфейс управления копированием был реализован на платформе НР OpenView Data Protector.

Для обеспечения сервисного обслуживания информационной системы были предложены различные варианты технической поддержки, реализуемые сервисным центром «Ай-Теко». Заказчиком был выбран вариант трехлетней круглосуточной системной поддержки с гарантированным временем восстановления работоспособности, до шести часов. Такая поддержка соответствует уровню критичных систем HP Critical Service и была выбрана заказчиком для обеспечения максимальной доступности информационной системы. В состав оборудования и ПО, принятого на поддержку, были включены: серверная платформа, система хранения данных и программный комплекс НР OpenView Data Protector. Сервисный центр «Ай-Теко» стал единой «точкой входа» для заказчика, что существенно упростило процедуры обслуживания.

Результат

Внедрение решения выполнялось поэтапно. На начальном этапе было выполнено тестирование оборудования и ПО для площадки заказчика, после чего были введены в промышленную эксплуатацию информационные компоненты бэкофиса. На следующем этапе был выполнен ввод в эксплуатацию информационной системы фронтофиса, включая серверы веб-витрины (4 сервера HP Proliant DL360G3, кластер из 2-х серверов HP Proliant DL560G3), систему хранения данных — дисковый массив НР MSA500G2 и систему резервного копирования на основе ленточной библиотеки НР MSL6030L2.

На сегодня программно-аппаратный комплекс функционирует в штатном режиме. Специалисты сервисного центра «Ай-Теко» осуществляют техническое сопровождение и взаимодействие с заказчиком. Работы выполняются в отведенные сроки и с требуемым качеством.

Результаты модернизации не заставили себя долго ждать. По мнению специалистов ООО «Интернет Решения», скорость обработки запросов пользователей выросла фантастически, в среднем в 7–10 раз, а в ряде случаев и больше. Работа информационных систем стала более предсказуемой и надежной, вырос объем запросов, снизилось время оформления заказов, появились новые возможности по улучшению качества обслуживания пользователей. Главная цель проекта была достигнута — интернет-бизнес компании с помощью «Ай-Теко» обрел «второе дыхание», а отечественный ИТ-рынок приобрел успешный опыт реализации проектов в области электронной коммерции.

Цитаты

Алексей Тимонин, технический директор ООО «Интернет Решения»:  «В принципе, учитывая опыт специалистов «Ай-Теко» и возможности современных программно-аппаратных решений НР, успех проекта был прогнозируемым и, в определенной степени, закономерным. Однако, практические результаты модернизации превзошли наши ожидания: информационная система работает быстро и надежно, требуя минимальных усилий на администрирование и обеспечивая устойчивое информационное обслуживание многочисленных клиентов «Озона». Уверен, что ни один интернет-магазин в России не имеет такой сбалансированной и производительной ИТ-инфраструктуры».