ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Московская железная дорога (филиал ОАО «РЖД»)

22.01.2013

Технологический Центр управления пригородным комплексом Московской железной дороги

Успешно завершен совместный проект «Ай-Теко» и HP по переводу сети пригородных железнодорожных перевозок Московской железной дороги на новый уровень качества и безопасности с помощью единой автоматизированной системы управления, созданной на базе HP Service Manager.

Заказчик

Московская железная дорога (МЖД) — филиал ОАО «РЖД». Движение на МЖД было открыто в 1861 году. Московская железная дорога — это 13 тыс. км развернутой длины и 8,8 тыс. км эксплуатационной длины, которые обслуживают более 50000 человек. Характерная особенность дороги — ее разветвленность. МЖД обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, из них девять (город Москву, Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Калужскую и Брянскую области) полностью, а четыре — Владимирскую, Белгородскую, Липецкую области и республику Мордовия — частично.



Задача

Московская железная дорога осуществляет 62,3% пригородных перевозок страны. Для этого используются 585 единиц подвижного состава, более 4000 машинистов и помощников машинистов, более 2000 кассовых терминалов, 1800 турникетов. Ежедневно курсируют 1328 пар поездов. В среднем в сутки дорога перевозит 1,4 миллиона пригородных пассажиров.

Цели проекта — предоставление транспортных услуг требуемого качества в соответствии с ожиданиями пассажиров через совершенствование технологии управления пригородным комплексом и переход от функциональной (по хозяйствам) к сервисной модели управления, а также гарантированное исполнение технологических процессов.

Для достижения поставленных целей проекта была поставлена задача выполнить:

  • создание процессов управления деятельностью пригородного комплекса;
  • разработку комплексной автоматизированной системы;
  • проектирование и создание Технологического Центра управления пригородным комплексом;
  • внедрение новой технологии.

Решение

В ходе работы над проектом специалисты «Ай-Теко» и HP совместно с проектной командой заказчика разработали принципиально новую технологию управления, которая объединила и унифицировала управление всеми хозяйствами пригородного комплекса. Разработанная технология управления включает в себя основные процессы управления:

  • управление планово-предупредительными работами;
  • управление инцидентами;
  • управление проблемами;
  • управление изменениями;
  • управление конфигурациями.

Для автоматизации этих процессов создана система технологического управления пригородным комплексом на базе программного обеспечения HP Service Manager.

Деятельность технологического Центра управления была структурирована в виде двух блоков.

Технологический блок, в состав которого входят:

  • управление расписания — структура, обеспечивающая качество основного продукта, производимого пригородным комплексом;
  • управления моторвагонного подвижного состава и локомотивных бригад (МВПС и ЛБ) и пригородной инфраструктуры — структуры, обеспечивающие эффективное использование основных активов пригородного комплекса.

Сервисный блок, в состав которого входят:

  • управление пассажирской логистики;
  • управление быстрого реагирования и клиентской поддержки;
  • управление транспортной безопасности.

Для каждого из этих блоков уточнена, формализована и адаптирована под новые процессы управления собственная технология работы, проведена доработка существующих технологических систем и их интеграция с технологической системой управления на базе HP Service Manager.

Для обеспечения работы профильных управлений создана подсистема визуализации технологических процессов, которая дает возможность визуализировать текущее состояние задач управления на плане дороги или в 3D-модели.

В ходе проекта выполнено полное оснащение Центра управления оборудованием: установлены телефонные станции, серверы, ПК, коммуникационное оборудование, видеостены, подсистемы видео- и конференц-связи, системы видеонаблюдения и контроля доступа.

Управление расписания

Расписание является основным сервисом пригородного комплекса. Управление расписанием пригородных поездов является исключительно сложной задачей. При ее решении необходимо учесть множество факторов, выполнить все необходимые процедуры.

В конфигурационной базе системы HP Service Manager ведется учет расписания Московской железной дороги, включая все его элементы («нитки» графика, поезда, маршруты), а также необходимые для исполнения расписания ресурсы (подвижной состав, локомотивные бригады).

Изменения расписания и необходимые для этого изменения оборота подвижного состава и локомотивных бригад выполняются в рамках процесса управления изменениями. При этом осуществляется пооперационный контроль всех действий и согласований. В рамках процесса выполняются как крупные задачи — формирование расписания на год, внесение сезонных изменений в расписания, так и небольшие изменения, инициированные отдельными хозяйствами.

Принципиально важным в реализации процесса стало гарантированное информирование пассажиров об изменении расписания. Для крупных станций создается система автоматического информирования, а для небольших остановочных пунктов информирование выполняется традиционными способами с жестким контролем их исполнения.

В рамках проекта создана система визуализации текущего исполнения графика движения пригородных поездов. В случае опоздания в систему HP Service Manager направляется аварийное сообщение.

Управление расписания — это:

  • своевременное и гарантированное информирование об изменении расписания не менее чем за 20 суток;
  • автоматическое (без участия человека) информирование пассажиров о текущем исполнении расписания движения пригородных поездов;
  • оптимальное, экономически эффективное планирование оборота подвижного состава и локомотивных бригад.

Управление пригородной инфраструктуры

Цели управления:

  • обеспечение необходимого уровня готовности объектов инфраструктуры (платформ, павильонов, вокзалов) и оборудования пригородного комплекса (кассы, турникеты, табло и пр.) для качественного и безопасного оказания пассажирам комплексной услуги перевозки;
  • повышение эффективности содержания инфраструктуры пригородного комплекса (снижение непроизводительных потерь, трудоемкости содержания объектов, приведение состояния инфраструктуры в соответствие с реальным пассажиропотоком).

В системе HP Service Manager организованы паспортизация объектов пригородной инфраструктуры и хранение истории работ по их обслуживанию. Принципиально важным в созданной системе стало автоматическое формирование плана работ на основе данных паспортизации объектов и нормативов их обслуживания. Все отклонения в функционировании инфраструктуры, выявленные в ходе различных осмотров, регистрируются и контролируются в рамках процесса управления инцидентами. При выявлении неисправности или предотказного состояния в системе HP Service Manager автоматически формируется инцидент, который находится под контролем вплоть до подтверждения его устранения.

Управление пригородной инфраструктуры — это:

  • создание инструмента планирования и нормированного назначения работ для участников технологического процесса содержания пригородной инфраструктуры;
  • своевременное выявление предотказных состояний и гарантированное устранение несоответствий.

Управление МВПС и ЛБ

Цели управления:

  • повышение качества подготовки моторвагонного подвижного состава и локомотивных бригад (МВПС и ЛБ);
  • снижение числа отказов и несоответствий в ремонте;
  • снижение расхода топливно-энергетических ресурсов;
  • снижение расходов и повышение экономической эффективности моторвагонного комплекса.

Для повышения эффективности отбора, подготовки и мониторинга работы локомотивных бригад в системе HP Service Manager организован их учет и различных категорий работников. Там же организован пооперационный контроль технологического процесса работы локомотивных бригад — от явки и предрейсового медосмотра до сдачи маршрута. В интересах пооперационного контроля технологического процесса ремонта подвижного состава в HP Service Manager организован учет электропоездов и их компонентов: секций, вагонов, кузовов, двигателей и пр.

Управление МВПС и ЛБ — это:

  • переход на новый качественный уровень работы локомотивных бригад по исполнению заказа на пригородные перевозки с гарантированным уровнем безопасности;
  • постоянное улучшение эстетического, технического и санитарного состояния моторвагонного подвижного состава в соответствии с ожиданиями потребителей пригородных перевозок.

Управление пассажирской логистики

Цели управления:

  • повышение эффективности управления пассажиропотоком;
  • увеличение доходов от пригородных перевозок.

Управление пассажиропотоком выполняется на основании данных продаж, системы санкционированного доступа и системы подсчета посадки-высадки пассажиров. Диспетчеры осуществляют управление работой билетных касс, разъездных кассиров, турникетов, билетопечатающих терминалов, а также оперативный учет и анализ показателей транспортного обслуживания. В рамках проекта была создана система интеллектуального видеонаблюдения. В интересах решения задач пассажирской логистики она определяет факты длительного нахождения пассажира в контролируемой зоне (перед кассой или турникетом) и при несоблюдении нормативного времени формирует инциденты в системе HP Service Manager.

Управление пассажирской логистики — это:

  • предоставление комплексных информационных услуг для перевозчиков;
  • эффективность принятия управленческих решений;
  • предоставление консолидированных аналитических данных о результатах работы пригородного комплекса;
  • эффективный инструмент управления пассажиропотоком.

Управление транспортной безопасности

Управление транспортной безопасности — отвечает за организацию комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на таких объектах, как платформы, павильоны и вокзалы, кассы, салоны пригородных поездов, парки отстоя моторвагонного подвижного состава.

В системе HP Service Manager выполняется планирование работ в области транспортной безопасности и осуществляется контроль исполнения этих планов. Для выявления случаев нарушения транспортной безопасности используются различные каналы поступления информации — тревожные кнопки, интеллектуальное видеонаблюдение, доклады работников ОАО «РЖД» и перевозчиков, сотрудников частных охранных предприятий и ВОХР. Созданная в рамках проекта система интеллектуального видеонаблюдения выявляет нарушение периметра контроля, оставленные предметы, несанкционированное нахождение в зоне и передает их на обработку и контроль в HP Service Manager.

Управление быстрого реагирования и клиентской поддержки

Управление быстрого реагирования и клиентской поддержки выполняет прием и регистрацию всех обращений по отклонениям в технологии работы пригородного комплекса, активно взаимодействуя с Единым информационно-справочным центром ОАО «РЖД». Управление быстрого реагирования контролирует исполнение обращений и соблюдение сроков реагирования на обращения, а также обеспечивает обратную связь с потребителями пригородных перевозок (подтверждение устранения отклонений).

Результат

Проект был завершен в рекордные сроки. С 1 июня 2011 г. по 18 июня 2012 г. выполнены следующие работы:

  • технологические процессы пригородного комплекса МЖД были четко структурированы и разбиты на два полноценных функциональных блока: технологический и сервисный;
  • разработана единая технология управления работой всех хозяйств, построенная на типовых процессах библиотеки ITIL;
  • на базе HP Service Manager создана система, обеспечивающая выполнение функций планирования, контроля и управления;
  • создан ряд смежных систем — интеллектуального видеонаблюдения и визуализации пригородной инфраструктуры;
  • проведена доработка уже существующих технологий и технологических систем, выполнена их интеграция с новой системой управления;
  • разработана подсистема визуализации процессов МЖД, позволяющая на общем плане сети или в виде 3D-модели наблюдать за текущим состоянием инфраструктуры и процессом выполнения задач;
  • создан Технологический центр управления, который позволяет в режиме реального времени планировать, контролировать и управлять планово-предупредительными работами, изменениями, инцидентами и проблемами на транспорте, осуществлять единый учет эксплуатационных объектов пригородного комплекса и эффективно взаимодействовать со смежными структурами;
  • выполнен капитальный ремонт здания и его оснащение в интересах работы Центра.

Для обеспечения столь сжатых сроков потребовались:

  • реальная эффективная поддержка руководства ОАО «РЖД»;
  • особый подход к формированию рабочей группы, 100% выполнение требований по выделению в проект необходимых специалистов;
  • интенсивные совещания как основной метод проектирования;
  • создание автоматизированной системы одновременно с проектированием самих процессов.

В рамках проекта были унифицированы процессы управления и технические средства управления для всех хозяйств пригородного комплекса и стоящих перед ним задач. Например, система интеллектуального видеонаблюдения, создаваемая изначально в интересах транспортной безопасности, сейчас активно используется управлением пассажирской логистики для регулирования пассажиропотока, а также управлением инфраструктуры для контроля состояния объектов и выполнением работ.

Цитаты

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»: «Совмещение в одном центре всех многочисленных функций, которые реализуются при организации пригородных пассажирских перевозок, безусловно, позволяют и пригородным пассажирским компаниям как перевозчикам, и ОАО «РЖД» как инфраструктурной компании максимально оптимизировать работу. А значит — сократить время прохождения каких-либо сигналов для принятия решений, обеспечить необходимый уровень управленческой активности и в перспективе, конечно же, привести к снижению расходов».

Шамиль Шакиров, президент «Ай-Теко»: «Этот знаковый проект является беспрецедентным по всем статьям: от критичности и масштабов решаемых задач до рекордно сжатых сроков реализации и применяемых методов работы. Наша общая история успеха стала возможна благодаря профессионализму и слаженности работы совместной проектной команды «Ай-Теко» и МЖД, а сам проект по сути определил некую референтную модель решения задач управления сложными высокотехнологичными предприятиями, к которой уже сегодня проявлен интерес со стороны ряда отечественных и зарубежных компаний».

Александр Микоян, генеральный директор НР в России: «Уникальность проекта заключается в применении типовых процессов управления и сервисных принципов ITIL к транспортной системе. Это позволило разработать единую технологию управления для всех хозяйств, входящих в состав пригородного комплекса: от подразделений, обеспечивающих организацию и предоставление основных услуг по перевозке пассажиров до ремонтных, эксплуатационных и охранных структур».