ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Будущее по Hewlett-Packard: вычисления как услуга 

16.07.2003

В первую годовщину слияния с Compaq компания выдвинула свою концепцию корпоративных вычислений

Год назад, 7 мая 2002 г., официально завершилось слияние HP и Сompaq. 

Руководители объединенной НР оценивают результаты прошедшего года как успешные. В частности, во II квартале 2003-го финансового года (закончился 30 апреля) оборот НР вырос на 1% по сравнению с предыдущим кварталом, достигнув 18 млрд. долл., а прибыль составила 659 млн. долл. В течение года удалось сократить издержки на 3,5 млрд. долл.

Как сообщил прибывший в конце мая в Москву Питер Блэкмор, исполнительный вице-президент НР и глава отделения корпоративных систем (Enterprise Systems Group, ESG), этот год был успешным и для отделения ESG. Во II квартале его оборот вырос на 3% по сравнению с предыдущим кварталом, достигнув 3,9 млрд. долл., а операционные убытки снизились на 92% (с 83 до 7 млн. долл.). Результаты ESG оказались лучше, чем в аналогичных подразделениях ведущих конкурентов (у некоторых из них наблюдался даже спад).

В эти же месяцы была проведена реорганизация отделения ESG. Как рассказал Питер Блэкмор, в процессе слияния НР и Compaq ставились две приоритетные задачи: сохранить хорошие отношения с заказчиками и эффективно провести интеграцию продуктовых линеек. В отделении ESG, обладающем наибольшим числом продуктовых линеек, решать их было особенно сложно. После слияния в ESG были выделены три подразделения, отвечающие за аппаратные средства (серверы на платформе Intel, серверы для критических приложений и системы хранения данных), и подразделение, отвечающее за ПО. В ходе реорганизации подразделения, занимающиеся «железом», были объединены, а подразделение ПО сохранилось в виде отдельной структуры.

По словам Блэкмора, произошедшие изменения не отразятся в организационном плане на представительствах НР в других странах, в частности в России.

В свою первую годовщину компания объявила о принятии новой стратегии в области корпоративных решений — Adaptive Enterprise.

Как рассказал Питер Блэкмор, Adaptive Enterprise — это и стратегия действий компании, и архитектура программно-аппаратных решений, и отражение изменения в целом взгляда НР на применение компьютерных систем на предприятиях. Новая стратегия предполагает создание на предприятии адаптируемой ИТ-среды, охватывающей аппаратные и программные средства и услуги и обеспечивающей достижение наилучшего результата при изменении условий ведения бизнеса.

Потребность в новом подходе в НР мотивируют несколькими важными факторами. Во-первых, в настоящее время вычислительные ресурсы на предприятиях используются далеко не на полную мощность, по некоторым оценкам, в среднем не более чем на 30%. 

Во-вторых, чтобы сохранить конкурентоспособность в современных условиях, предприятие должно гибко и быстро реагировать на изменения в окружающей бизнес-среде и адаптироваться к ним. Эти изменения нередко влекут за собой реорганизацию бизнес-процессов, что, в свою очередь, влияет и на функции и объемы работы ИТ-служб. Кроме того, если раньше предприятия, как правило, приобретали вычислительные ресурсы, исходя из предполагаемой рабочей нагрузки, то сейчас спрогнозировать ее, даже приближенно, удается далеко не всегда. Например, при создании системы онлайновой торговли невозможно достоверно предсказать среднее число будущих сделок.

В связи с этим заказчики все чаще переходят от приобретения вычислительных ресурсов к пользованию ими как услугами с оплатой по факту, подобно некоторым коммунальным услугам.

По мнению Питера Блэкмора, сейчас этот подход находится на начальном этапе развития, но в долгосрочной перспективе станет доминирующим.

Для повышения гибкости ИТ-среды предприятия НР в рамках Adaptive Enterprise предлагает особую инфраструктуру, в состав которой входят программные средства, в частности HP OpenView, аппаратные решения с функциями интеллектуального управления и виртуализации, а также услуги для заказчиков. Среди этих решений есть и ряд нововведений. Это, в частности, усовершенствования в HP OpenView: возможность виртуализации для организации вычислений по принципу пользования услугами и функция самовосстановления (self healing), а также решение Utility Data Center, позволяющее эффективно организовать взаимодействие между несколькими центрами обработки данных, равномерно распределяя нагрузку и быстро адаптируясь к изменениям потока задач.

По словам Блэкмора, концепция Adaptive Enterprise и предлагаемые в ее рамках технологии ориентированы на компании любого размера, меняется лишь состав и сложность внедряемых решений. Но отправной точкой, безусловно, является правильное понимание бизнес-процессов на предприятии, а они, естественно, могут различаться в зависимости от отрасли, размера компании и других факторов.

В рамках Adaptive Enterprise заказчикам предлагаются и некоторые новые услуги. В частности, совместно со школой бизнеса INSEAD специалисты НР разработали методику, позволяющую количественно оценить гибкость и скорость реагирования предприятия на изменения, опираясь на параметры, которые можно измерить (время реакции на изменение цен на рынке, время запуска в производство нового продукта и др.). Теперь, по словам Питера Блэкмора, специалистам НР нужно две недели, чтобы с помощью этой методики обследовать предприятие и сделать соответствующие выводы.

Отметим, что недавно компании IBM и Sun Microsystems предложили собственные концепции — соответственно Computing-on-Demand и N1, призванные решить те же проблемы, что и концепция Adaptive Enterprise.

Питер Блэкмор также признает, что эти три концепции преследуют в общем-то одну и ту же цель — лучше понять современные потребности заказчиков в ИТ-ресурсах и наилучшим образом удовлетворять их, создавая более гибкую и адаптивную инфраструктуру. Различия же между ними, по его мнению, заключаются в подходах и возможностях реализации этих концепций. «Могу совершенно определенно заявить, что, например, у Sun таких возможностей не хватает, — сказал он. — У компаний HP и IBM такие возможности есть, хотя у нас разные архитектуры и несколько разные подходы».

По его мнению, у НР более открытый подход, чем у IBM, поскольку оборудование НР допускает использование ПО независимых разработчиков, в то время как IBM стремится ориентировать заказчиков на использование исключительно ее собственных продуктов. Кроме того, отмечает он, ссылаясь на данные компании Gartner, в отношении практической реализации вычислений по модели пользования услугами НР опережает IBM на 18 месяцев, а в мире ИТ это очень много. 

Пресс-центр
«Ай-Теко» в фокусе
Загрузки и ссылки
Пресс-служба на связи
Также Вы можете перезвонить нам
по тел.: +7 (495) 777-10-95