ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Практики управления. На стыке ITSM и ITAM.

Источник: Портал Itsmforum.ru
Дата публикации: 25.02.2014
Автор: Виталий Лащенов, консультант-руководитель проектов департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко»
25.02.2014

За последние шесть лет в России завершилось несколько проектов по внедрению управления ИТ-активами. Наряду с ITSM, появилась и прижилась новая методология управления в ИТ с аббревиатурой из четырех букв – ITAM.

Сегодня все хорошо знают, что такое ITSM и библиотека ITIL. Многие компании внедрили те или иные процессы ITSM. Написано много статей, освещающих теоретические и практические аспекты использования методологии ITSM в российских реалиях.
Что такое ITAM слышали многие. Но на практике не многие внедряли процессы ITAM. И совсем мало публикаций на тему ITAM от практиков.
В рамках данной публикации мы попробуем ответить на вопрос: «Как соотносятся между собой ITSM и ITAM и какую пользу приносит их совместное использование?»

ITAM. IBPL. Мировой опыт

В мире есть несколько источников знаний по управлению ИТ-активами. Их можно разделить на группы:

  • Отраслевые стандарты;
  • Аккумулированный структурированный опыт от независимых организаций;
  • Теоретическая база от вендоров, разрабатывающих ПО для управления и учета ИТ-активов. Характерными представителями являются IBM, Mircosoft, HP.

В данной статье мы будем основываться на своем практическом опыте и на IBPL. Это библиотека лучшего опыта по управлению ИТ-активами, разрабатываемая и совершенствуемая международной ассоциацией менеджеров управления ИТ-активами. Она интересна тем, что развивается уже больше 13 лет и является платформо-независимой методологией управления ИТ-активами.

История развития имеет значение

Исторически сложилось, что подход ITAM вырос потребностей из общего управления компанией – из операционных задач учета и развивался “снизу”. В то время как, в рамках ITSM, развивалась идея предоставления ИТ-услуг. Можно сказать, что подход ITSM описывался “сверху”. Говоря “сверху” или “снизу” мы подразумеваем уровень абстракции описания методологии и уровень принятия решений в рамках управления ИТ.
Часто процессы ITSM и ITAM присутствуют в организации с разными уровнями зрелости и развиваются какое-то время обособленно. Самое интересное происходит, когда они встречаются.

Зрелые процессы ITAM без ITSM встречаются редко

Процессы управления ИТ-активами в той или иной форме присутствуют в любой компании. Они закрывают вопросы, связанные с финансовым, контрактным и учетным аспектами управления. Часто называются иначе, могут входить в общие процессы управления активами компании, но они есть. Без них коммерческая структура не работает.

В какой-то момент возникает задача повышения их зрелости или создания единого информационного пространства.

Есть разные причины для появления или повышения зрелости процессов управления ИТ-активами в организации.

Наиболее благоприятная среда для появления ITAM – компании с высоким уровнем зрелости процессного управления. Наладив стабильную работу по созданию и предоставлению ИТ-услуг, руководители ИТ приходят к задаче управления ИТ исходя из экономической эффективности. Для этого выстраивается процесс управления финансами в ИТ и это удобный момент для внедрения управления ИТ-активами.

Примерами являются представительства западных компаний в России, финансовые структуры, высотехнологичные предприятия, организации, которые собираются или уже вышли на IPO.

Другая распространенная ситуация, когда в нет достаточно зрелого управления ни в части ITSM, ни в части ITAM. Но Бизнес ставит ИТ сложную задачу, которая может быть решена в комплексе процессов ITSM и ITAM.

Хорошим примером является создание “с нуля” службы, предоставляющей ИТ-услуги на аутсорсинг в рамках холдинга. В результате решения данной задачи у заказчика остается комплекс из процессов ITSM и ITAM, которые тесно взаимодействуют между собой.

В любом случае, повышая зрелость управления ИТ-активами не избежать их интеграции с другими процессами управления ИТ, в частности с ITSM.

Сходства и различия КЕ и ИТ-актива

Названия говорят сами за себя: ITSM занимается управлением ИТ-услугами, а ITAM – управлением ИТ-активами. То есть, ITSM и ITAM решаются разные задачи. Позволим сделать несколько обобщающих предположений, которые позволят провести параллели между ITSM и ITAM.

  • C технологической точки зрения ИТ-услуга состоит из взаимосвязанного набора КЕ;
  • КЕ может быть как элементом ИТ-инфраструктуры, так и логическим элементом, подлежащим учету;
  • Под ИТ-активом, часто понимают учитываемое ПО или АО.

В случае, когда одновременно сосуществуют процессы ITSM и ITAM, объекты учета, соответствующие физическим элементам ИТ-инфраструктуры, могут одновременно являться и КЕ и ИТ-активом (см. рис. 1).

Объекты управления в рамках ITSM и ITAM

Рис. 1. Объекты управления в рамках ITSM и ITAM

Тогда на элемент ИТ-инфраструктуры мы смотрим с разных сторон – с точки зрения учета КЕ и с точки зрения учета ИТ-актива.

В случае ИТ-актива, собираются данные по финансовым, контрактным и учетным аспектам управления. В случае КЕ собираются данные техническим и характеристикам доступности элемента ИТ-инфраструктуры.

Этот дуализм наглядно можно продемонстрировать на примере мобильного телефона. В случае КЕ, мобильный телефон является элементом ИТ-инфраструктуры, служащим для предоставления пользователю услуги мобильной связи от провайдера. Для предоставления услуги связи играют значение его технические характеристики и работоспособность. С другой стороны, мобильный телефон – это ИТ-актив, со статьями затрат (приобретение,поддержка и т.п.). Затраты суммируются со стоимостью услуги мобильной связи и составляют, для пользователя, полную стоимость пользования услугой мобильной связи.

С точки зрения учета и КЕ, и ИТ-активы – похожи в части выполняемых активностей и используемых инструментов, но отличаются в части учитываемых атрибутов.


Учет разных, но таких похожих

Объединять процессы учета ИТ-активов и управления конфигурациями или нет – во многом зависит от исторического развития процессного управления в компании и поставленных задач. Исходя из нашего опыта, чаще эти процессы разнесены, но интегрированы.

Разделение областей учета идет не только на процессном уровне, но и на уровне систем хранения данных. ITSM CMDB обычно ограничена по охвату учитываемых категорий КЕ и по глубине – детальности учета. Она наполняется в рамках процесса управления конфигурациями.

В ITAM, по версии IBPL, нет единого выделенного процесса, аналогичного процессу управления конфигурациями. Но есть набор процессов, которые наполняют ITAM CMDB различными данными.

Часто, имеет смысл интегрировать ITSM CMDB и ITAM CMDB для исключение двойного ввода в рамках учета и актуализации данных. Этому способствует то, что жизненный цикл КЕ и ИТ актива по большей части пересекаются (см. рис. 2).

Жизненный цикл КЕ и ИТ-актива

Рис. 2. Жизненный цикл КЕ и ИТ-актива

Приведем два примера из своего опыта. В управляющей компании крупного холдинга внедрялся учет ИТ-активов. Но на самом деле, под флагом “внедрения учета ИТ-активов” решались еще и задачи управления конфигурациями. Заказчику нужно было организовать учет КЕ для накопления статистики в рамках управления инцидентами. В результате внедренный процесс решал задачи управления конфигурациями и учета ИТ-активов.

В 2012 мы завершили проект, в рамках которого внедрялась группа процессов управления ИТ-активами в крупном холдинге. До начала проекта там были внедрены и успешно работали процессы ITSM, в том числе и управление конфигурациями. Внедряемая группа процессов управления ИТ-активами интегрировалась в существующую процессную структуру. Сейчас у заказчика сосуществуют управление конфигурациями и управление ИТ-активами, но данные хранятся в едином хранилище.

ITAM дополняет и усиливает ITSM

Часто управление ИТ-активами интегрируется с бухгалтерским и управленческим учетом в компании. Для этого необходимо обеспечить соответствующую детальность учета в ИТ.

Ключевые отличия ITAM от ITSM:

  • Детальность учета в рамках ITAM выше, чем в рамках ITSM;
  • ITAM учитывает данные, которые находятся за рамками охвата ITSM, но могут быть полезны для принятия решений;
  • Процессы ITAM интегрируются с общими процессами управления ИТ-активами, образуя единые горизонтальные процессы, проходящие через все подразделения компании.

В качестве иллюстрации того, как ITAM поддерживает ITSM, приведем реальный кейс из проекта (см. рис. 3). В его охвате была задача обеспечить своевременное и эффективное предоставление ИТ-активов конечным пользователям. На первый взгляд предоставление ИТ-актива – простая операция, находится в зоне ответственности ITSM и решается службой Service desk. Но, если посмотреть на эту операцию детальнее, то открывается дополнительный уровень, лежащий в зоне ответственности ITAM.

Схема процедуры представления ИТ-актива

Рис. 3. Схема процедуры представления ИТ-актива

Описание процедуры предоставления ИТ-активов

Пользователь регистрирует заявку на предоставление ИТ-актива [1]. Заявка от пользователя согласуется сначала линейным руководителем пользователя [2], который определяет возможность выполнения запроса пользователя. Далее заявка согласуется технологическим экспертом [3], который определяет можно ли запрошенную модель ИТ-актива выдать пользователю. После этого проверяется наличие средств в бюджете подразделения пользователя на выдачу ему ИТ-актива запрошенной модели [4].

Чтобы оценить наличие средств в бюджете необходимо заранее завести бюджет и учитывать все финансовые транзакции, отслеживая остатки бюджета в реальном времени. Для каждого запроса на предоставление ИТ-актива выполняется оценка наличия средств в бюджете пользователя (или части бюджета ИТ, относящейся к подразделению пользователя). Если в бюджете есть необходимые средства, проверяется наличие ИТ-актива на складе [5]. Для этого должна быть актуальная информация об остатках ИТ-активов на складе, их состоянии и доступности.

Если на складе нужного ИТ-актива нет, а средства на него – есть, то он приобретается [6]. Закупки исполняются в рамках текущих рамочных договоров или для них могут заключаться новые договоры. В любом случае, на момент принятия решения о закупке необходима точная и достоверная информация о действующих договорах и договоренностях с поставщиками [7].

Если ИТ-актив закупается, то до его поступления на склад, его необходимо поставить на учет в ИТ и бухгалтерии [8]. Так или иначе он оказывается на складе и специалист ИТ выдает его пользователю [9]. После этого заявка на выдачу ИТ-актива закрывается.

Итак, ITSM тесно связан с ITAM и использует результаты процессов ITAM для повышения точности информации для принятия решения в рамках деятельности ITSM.

Заключение

В заключение сформулируем основные особенности развития управления ИТ-активами в коммерческой организации:

  • Процессы управления ИТ-активами есть в любой компании, целью деятельности которой является заработок денег. Часто они не достаточно зрелые, не достаточно динамичные или ИТ не входит в их область охвата;
  • Повышение прозрачности в части финансового, контрактного и учетного аспектов управления ИТ решается через внедрение или повышение зрелости управления ИТ-активами;
  • Области охвата ITSM и ITAM частично пересекаются в части учета, но в основном, решают разные задачи;
  • В рамках ITAM детальность и охват учитываемых объектов выше по сравнению с ITSM. Кроме того, они учитывают разные данные;
  • Процессы ITAM поставляют детальные данные для процессов ITSM, необходимые для принятия управленческих решений;
  • Процессы ITAM используют данные от ITSM для расчета стоимости владения ИТ-услуг, ИТ-проектов и ИТ-активов.

Можно ли жить без зрелого управления ИТ-активами? Да, можно. Но, если нужно обеспечить прозрачность управления ИТ, в первую очередь с точки зрения финансового отслеживания. Если необходимо соответствовать требованиям внутренних и внешних стандартов. Если компания стремится повысить эффективность работы и снизить риски, то наличие зрелого управления ИТ-активами в компании неизбежно.

Пресс-центр
«Ай-Теко» в фокусе
Загрузки и ссылки
Пресс-служба на связи
Также Вы можете перезвонить нам
по тел.: +7 (495) 777-10-95