ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Автоматизация бизнес-аналитики в банках: мода, потребность или неизбежность?

Источник: «Национальный банковский журнал», №9/2013
Дата публикации: 11 сентября 2013
Автор: Вячеслав Гариев, руководитель центра компетенций по банковским информационным технологиям компании «Ай-Теко»
11.09.2013

Специфика деятельности кредитных учреждений накладывает определенные ограничения на выбор и особенности применения ИТ-систем. Средства бизнес-аналитики играют в данном контексте особую роль, позволяя при правильной организации минимизировать риски и повысить операционную гибкость.

Будучи ведущим игроком на рынке ИТ-услуг для банковского сектора, компания «Ай-Теко» констатирует: практически во всех банках автоматизация основных бизнес-процессов уже завершена. В условиях ежегодного удвоения объемов хранимой информации для извлечения из корпоративных информационных систем и хранилищ данных требуемых сведений и превращения их в знания о бизнесе, а знаний -в действия, банки все больше внимания уделяют внедрению и развитию аналитических инструментов Business Intelligence (BI). Для принятия взвешенных своевременных решений по управлению финансами, продажами, лояльностью и информированностью клиентов, предотвращению мошенничества, выдаче кредитов, выводу новых продуктов, открытию офисов, для оценки пользовательского спроса, полноты предлагаемых сервисов, эффективности маркетинговых акций и работы call-центра требуется проведение многоаспектного кросс-анализа текущей и исторической информации, поступающей из сотен баз данных и ресурсов специализированных агентств. В связи с этим ИТ-департаментам банков приходится совершенствовать средства аналитики и непрерывного мониторинга, ведя работу с большими объемами данных (Big Data) и тесно интегрируя BI с основными бизнес-процессами.

Подводные камни

Для банка внедрение нового программного комплекса, особенно такого, который будет производить обработку всех типов данных, - задача весьма трудоемкая. Финансовая информация, будучи сугубо конфиденциальной, должна быть гарантированно защищена, поэтому к выбору системы нужно подходить и с точки зрения ее способности обеспечивать надлежащий уровень безопасности хранимых данных. В результате проекты внедрения BI в банках ведутся долго (по нашему опыту, в среднем год), тщательно согласуются с директором по ИТ и архитектором инфраструктуры.

Следует помнить, что эффективность BI-системы напрямую зависит от качества анализируемой информации: ее полноты, достоверности источников, профилирования ресурсов. Это обусловливает необходимость тесного сотрудничества заказчика и поставщика с целью подготовки исходных данных и определения политик их сбора, хранения и структурирования.

Второй, чисто технический аспект -это производительность. На рынке представлено множество систем BI, но далеко не каждая из них может справиться с теми объемами информации, которые сегодня накоплены в банках. Перед тем как принять решение о внедрении, инициатор проекта должен провести анализ имеющихся источников, определить задачи, которые будет решать система, типы обрабатываемых данных. Лишь после пробного нагрузочного тестирования можно будет точно сказать, справится ли выбранная система BI с задачами текущего и будущего периодов. Говоря о функционале BI-системы, нельзя забывать о четкой привязке бизнес-аналитики к реальным процессам и потребностям клиентов. Есть немало примеров недовольства заказчиков внедренной системой, не соответствующей на поверку их ожиданиям. Что неудивительно, ведь платформа BI - всего лишь инструмент, который должен быть «заточен» под конкретные задачи. А сделать это без привлечения конкретных бизнес-пользователей практически невозможно. Поэтому уже на старте проекта функционал и схема работы системы должны обсуждаться с теми людьми, которые будут ею активно пользоваться. У нас нередки ситуации, когда специалисты заказчика работают с нами в режиме full-time.

Методология внедрения

Первое, что нужно сделать при подготовке к проекту внедрения системы BI, - проверить надежность и вместительность корпоративного хранилища. Рост объемов информации идет по экспоненте, и средства хранения должны обеспечить как возможность размещения всего массива данных, так и высокоскоростной доступ к нему. Иногда отдельным проектом становится модернизация корпоративного хранилища, перевод существующих емкостей в гибкую и масштабируемую систему, которая может быть в любой момент расширена неограниченным количеством носителей и способна обеспечить защищенность конфиденциальных данных.

К вопросу выбора системы бизнес-аналитики нужно подходить с особой тщательностью. Представленные на рынке продукты отличаются лицензионной политикой, набором функций, экспертизой в финансовой области, степенью проработанности и детализации документации, наличием технической поддержки в регионе. Помимо этого, стоит учитывать число пользователей, характер их запросов, предполагаемые объемы анализируемых данных.

В своей практике мы используем BI-инструменты ведущих производителей: SAP BusinessObjects, Oracle BI, SAS, QlikView. Эти высокопроизводительные системы, основанные на концепции семантических слоев, позволяют получать аналитику как в форме традиционных отчетов произвольной сложности, так и dashboards (панелей управления), обладают расширенными средствами интеграции с инфраструктурой заказчика и включают в себя возможности OLAP, прогнозирования, Data Mining, моделирования и скоринга.

Пресс-центр
«Ай-Теко» в фокусе
Загрузки и ссылки
Пресс-служба на связи
Также Вы можете перезвонить нам
по тел.: +7 (495) 777-10-95