ВЕДУЩИЙ РОССИЙСКИЙ СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР

Мобильный бизнес в России растет более чем на 100% в год

Источник: портал CNews
Дата публикации: 22.07.2013
22.07.2013

По уровню проникновения сотовой связи Россия обгоняет многие страны, уступая лишь таким "законодателям мод", как США, Канада, Франция и Япония. При этом серьезный рост показывает корпоративный сегмент: по данным исследования J’son & Partners телекоммуникационный рынок B2B в России составил 240 млрд рублей в 2012 г. и будет показывать ежегодный рост в 10%. Данные означают, что мобильная составляющая бизнеса – бизнес-сервисы, платежи и т.п. – активно развивается.

В своих прогнозах роста аналитики J’son & Partners наибольшее внимание уделяют именно мобильным технологиям для бизнеса, которые будут прибавлять по 17% выручки каждый год. Действительно, развитие мобильности в России идет полным ходом, и это подтверждает целый ряд проведенных опросов и исследований. Так, в большинстве компаний предоставляется внешний доступ к ресурсам электронной почты, который легко настраивается для мобильных устройств.

Интересные результаты показал анализ мнений экспертов, собранных на втором ежегодном мероприятии "День корпоративной мобильности". Оказалось, что в большинстве компаний топ-менеджеры и даже руководители подразделений уже имеют рабочий смартфон и планшет, причем получают с них доступ к данным корпоративных ИС. Что касается менеджеров среднего звена, они могут пользоваться смартфонами только в 27% организаций, а получают планшет только в 4% случаев.

Рост активности мобильного бизнеса за 2012 г.
 
Источник: Black Friday, 2012


Приятно отметить, что в России постепенно стираются ограничения, мешавшие внедрять мобильность. Так, по результатам опроса, практически ни одна компания не считает преградой к применению мобильных технологий стоимость передачи данных. Более того, новые тарифы операторов стимулируют применение мобильных решений.

"Перспективы у рынка мобильных решений B2B – широчайшие. Очередной всплеск интереса произойдет после запуска сетей LTE, которые предоставляют адекватные скорости передачи данных для тяжелых приложений. Многие российские компании уже сегодня запускают пилотные версии систем, смотрят на опыт конкурентов, делают выводы, понимая, что мобильность B2B – это и определенные риски, и новые возможности одновременно. Следует отметить, что на Западе дела обстоят более радужно – там процесс внедрения мобильности запущен и идет полным ходом. Нам же для достижения целей нужны желание, средства и время", – говорит Владимир Ананьев, ведущий инженер компании "Энтайп".

Мобильные пионеры

Впрочем, для многих российских копаний мобильность – это не только планы, но и осознанная реальность. Так, в компании "Утконос" – одном из крупнейших интернет-ритейлеров, работающем по всей России, мобильные технологии составляют ядро бизнеса. "Мобильные устройства и решения играют для нашей компании значимую роль. У нас два глобальных направления применения мобильных решений: внутренняя логистика и взаимодействие с покупателем. На всех шагах технологии работы нашего распределительного центра используются терминалы сбора данных (ТСД), на которых функционирует мобильное программное обеспечение собственной разработки. Без ТСД наша компания не сможет функционировать, – объясняет Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по информационным технологиям и инновационному развитию компании "Утконос". – Второе применение – это мобильные приложения для работы покупателя. В нашей компании они были разработаны для платформы iOS (iPad и iPhone) и платформы Android.В настоящее время приложения используются для формирования заказов покупателями".

Стихийное развитие

Внедрение мобильности не планировалось заранее – оно происходит сегодня и сейчас под натиском нового стиля жизни, работы и мышления. Именно в этом некоторые эксперты видят основные сложности мобилизации бизнеса и внедрения новых технологий во всех компаниях.

В каких областях бизнес ожидает отдачи от мобилизации?
 
Источник: Harris Interactive, 2012


Конечно, рынок мобильных приложений в сфере B2B перспективен, но его быстрому развитию мешает ряд трудностей. Главная из них – отсутствие принятой на рынке концепции, которая была у ERP-систем и систем проектного управления. Из-за этого рынок распадается на отдельные сегменты, в каждом из которых создаются приложения для узких задач, комментирует Михаил Марков, руководитель отдела департамента корпоративных систем компании "Ай-Теко". "Одним словом, рынок все еще использует идею "маленьких" приложений, не объединенных единым подходом. Все трудности из этой области будут преодолены за 2–3 года, после чего появятся крупные вендоры, рынок внедрения и консалтинга", – отметил он.

BYOD по-русски

По данным упомянутого опроса, 65% компаний еще не регламентировали доступ к корпоративным данным с мобильных устройств – будь то служебные смартфоны или личные устройства. Этот факт подтверждает достаточно легкомысленное отношение к BYOD в России.

Безусловно, в модели BYOD важно задавать четкие нормы и правила, допускающие устройства в корпоративную среду, что помогает сохранить единство информационного пространства. Мероприятия, направленные на обучение сотрудников правилам информационной безопасности, позволяют минимизировать риски. "По многим другим параметрам концепция имеет только плюсы: это и бережное отношение к оборудованию, и, несомненно, дань нашей реальности, где размыта грань между двумя основными целями применения мобильного устройства, исключительно рабочими или же личными", – говорит Константин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем, подразделение персональных систем и устройств печати, НР в России.

Впрочем, некоторые компании вполне успешно реализовали управление основным ресурсом на мобильных устройствах – доступом к электронной почте. Для этого они предоставляют пользователям доступ к MS Exchange при помощи стандартного ПО, которое имеется в свободном доступе уже для всех мобильных платформ. Также многие компании задумываются о внедрении системы управления мобильными устройствами MDM, но пока не решаются на это из-за сложности и дороговизны подобных проектов.

"Сегодня существует более легкий вариант MDM, связанный с технологией Microsoft Intune.Заказчик может просто купить сервис на определенное количество лицензий, реализуя единообразное управление ноутбуками и другими мобильными устройствами,– отмечает Андрей Мелузов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга "Корус Консалтинг". – Однако этот вариант не всегда позволяет реализовать практику BYOD. Например, один из наших текущих проектов, где развертывается именно такое решение, привел к тому, что компании-заказчику приходится выдавать сотрудникам новые устройства. Это происходит из-за того, что сотрудники не согласны с установкой дополнительных приложений и управлением их личными устройствами".

Перспективы российской мобильности

Только в первой половине 2013 г. в России было продано более 2,5 млн планшетов и почти7,5 млн смартфонов. Накоплена критическая масса потребителей современных интеллектуальных мобильных устройств. Большая доля этих потребителей одновременно является сотрудниками компаний, – отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании "АйТи". "Новый деловой сезон 2013–2014 гг. обещает высокую динамику мобилизации бизнеса, характеризуемую началом массового внедрения систем управления мобильными устройствами (mobile device management), корпоративных мобильных приложений электронной почты, систем безопасного доступа к корпоративным файловым ресурсам, а также оперативной аналитики и отчетности", – считает он.

Самые востребованные мобильные сервисы
 
Источник: Астерос, 2012

Действительно, планы российских компаний на 2013 г. оказались весьма оптимистичными и даже агрессивными. Три четверти компаний планируют развернуть систему управления мобильными устройствами в собственном ЦОД, а 40% компаний оценивают свою инфраструктуру как полностью готовую или почти готовую к применению мобильных технологий (по данным того же опроса).

Но и, наконец, по итогам 2013 г. более половины организаций планируют предоставлять доступ к корпоративным ресурсам со смартфонов и планшетов для широкого круга сотрудников, обеспечив беспроводные подключения более чем для100 пользователей. А это значит, что на протяжении текущего года вопросы организации новых интерфейсов, безопасности и согласования регламентов доступа будут решаться особенно активно.

Пресс-центр
«Ай-Теко» в фокусе
Загрузки и ссылки
Пресс-служба на связи
Также Вы можете перезвонить нам
по тел.: +7 (495) 777-10-95